Илия Муромский

Илия Муромский

Преподобный Илия Муромский, Печерский, по прозвищу Чоботок, был сыном Ивана Тимофеевича Чоботова из Муромского села Карачарово, что во Владимирской области.

По народным преданиям известно, а современные антропологи доказали это и научно, что он родился 5 сентября 1143 года. Из-за поразившей с детства немощи ног Илья неподвижно прожил 30 лет в смирении, любви и молитвах к Богу. Предания донесли до нас чудо исцеления будущего защитника земли Русской. Однажды, когда немощный молодец находился в одиночестве, ему явились святые старцы в образе «калик перехожих» и властно попросили принести напиться. Именно в этот момент была испытана его вера в милость и помощь Божию, ибо только имеющий великую веру мог усилием воли встать по требованию старцев, а не ответить им раздражительной бранью, обычно порождаемой немощью людей, не любящих Бога. Воспитавший в себе мо­нашескую кротость и послушание Илья встал и пошел, принес воды и выпил ее по требованию старцев, получив при этом «силу великую». Он пронес богатырскую силу через всю свою жизнь, как драгоценный дар, данный ему Богом и принадлежащий не лично ему, а всему русскому народу, которому он бескорыстно и самоотверженно служил до самой смерти.

Исцеленный Илья становится странствующим нищенствующим богатырем, отказавшимся от мирского благополучия. После смерти родителей он все раздает нищим. Его собственность – это доспехи, оружие и богатырский конь. У него нет дома, семьи, жены, детей. Он не заботится о богатстве и славе, не ищет чинов и наград. Как говорят былины, он или путешествует в поисках врагов Русской земли, или отправляется в Константинополь для защиты православных святынь.

На родине Ильи, в окрестностях Мурома, бытовали особые местные прозаические предания о люби­мом богатыре. В них рассказывалось о том, как Илья Муромец изменил русло реки Оки, покидав в нее дубы. Местные жители чтили родники, которые по преданию возникли от ударов копыт коня Ильи Муромца. Но особо почиталась часовня при церкви Ильи Пророка, так как ее заложил по легенде сам Илья. Троицкая церковь в селе Карачарове по преданию также была заложена богатырем. В ее основание он положил несколько дубов, которые вырвал у реки и внес на крутую гору.

Чудодейственную духовную и физическую силу Илья Муромец использовал только для доброго дела, для борьбы с врагами Оте­чества и восстановления справедливости. Даже перед битвой с половцем Калином он долго уговаривает его уйти добровольно, не проливая зря крови. И только встретив упрямство и злобу противника, русский богатырь вступает в бой. Известно, что Илья Муромец не имел поражений, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов.

С честью защищая русскую землю на поле брани, он, даже не будучи монахом, являлся истинным подвижником благочестия в своем служении Богу и ближним. Поэтому, получив в одном из боев неизлечимую рану в грудь, он, повинуясь зову сердца, оставил мир, принял монашеский постриг в Феодосиевом монастыре, ныне Киево-Печерской лавре. Это был вполне традиционный шаг для православного воина - сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные. Так завершилось его служение земному Отечеству и началось служение Отечеству небесному.

Отсутствие в Киево-Печерском Патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это дает основание предположить, что постриг Илии Муромского приходился на время игуменства преподобного Поликарпа Киево-Печерского (1164-1182 гг.), и под началом этого же великого подвижника происходило духовное возрастание нового воина Христова. Известно, что преподобный Поликарп пользовался большим уважением со стороны великого князя Ростислава Мстиславовича. В Великий пост князь имел обыкновение каждое воскресенье приглашать к себе преподобного игумена с двенадцатью братиями Феодосиевой обители для душеполезных разговоров. Вполне возможно, что одним из участников этих бесед был и бывший славный ратник преподобный Илия.

Илия Муромский преставился на 45-м году своей жизни 1 января 1188 года. К лику святых он причислен в 1643 году, а его нетленные мощи покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры. Память святого богатыря совершается 1 января по новому стилю.

В документальном источнике имя Илии Муромского впервые упомянуто в 1574 году. Самое раннее дошедшее до нас изображение святого Илии — гравюра из Киево-Печерского патерика, выложенная в середине XVII века. Московский паломник Иоанн Лукьянов оставил любопытное описание мощей Илии, которым он поклонялся в 1701 году: «Видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении, под покровом златым ростом яко нынешних крупных людей; рука у него левая пробита копием, язва вся знать на руке, а правая изображена крестным знамением».

По благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II Попечительский совет по воссозданию Муромского Спасо-Преображенского монастыря осуществил проект воссоздания облика преподобного Илии Муромского на момент его кончины. В 1989 году были проведены рентгенологические исследования мощей святого Илии. В результате выявлены патологические изменения позвоночника, свидетельствующие о перенесенном параличе конечностей, а также следы прижизненных переломов ключицы и ребер. Его рост составлял около 177 см. Для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста. Мощи преподобного подтверждают воинскую биографию – кроме округлой раны на левой руке имеет место значительное повреждение в левой области груди. Как будто богатырь прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу...

В наше время былинный образ Ильи Муромца по-прежнему привлекает к себе внимание. За обликом непобедимого воина стоит живое лицо человека, святого богатыря Илии Муромского, искренне посвящавшего всю свою жизнь и все свои подвиги во славу Божию.



Великие инвалиды планеты