Но знаю я, что втянутое туго
В перчатку грусти, сердце не смолчит.
Оно сорвет дыханием упругим
Печали жгут. Рванется, зашумит…
И парусом, раздувшимся упрямо,
Помчит меня, разя мятежный вал,
Чтоб новым чувством озарить мой мрамор,
Чтоб песней новою гранит мой зазвучал.
Полина Михайловна Горенштейн родилась в Екатеринославе в 1899 г. Она была очень одаренной девочкой. В 1913 г. в Екатеринославе четырнадцатилетняя Полина Горенштейн одновременно с занятиями в хореографической студии берет уроки у скульптора-профессионала. С берега Днепра приносит домой глину, лепит различные фигурки. Она увлекается музыкой, танцами, любит рисовать, но не знает, на чем остановить выбор. Получив среднее образование, по настоянию родителей поступает в Харькове на Высшие женские курсы… А в душе звучит музыка, и перед глазами танцует Айседора Дункан. Курсы не радуют, и она бросила их. Пришла заниматься в школу известной балерины и стала лепить в студии скульптуры. Затем учится в школе хореографии. И вот в 1919 году из Полины Горенштейн родилась балерина – Лина По. Некоторое время она выступает в театрах Киева и Харькова. После полутора лет работы постановщиком танцев в Мариуполе Лину По в 1921 году командируют учиться в Москву. Выдержала конкурсный экзамен в Высшие хореографические мастерские и поступила на скульптурный факультет ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские). Но через полгода оставила ВХУТЕМАС. “Меня тянуло к скульптуре, но я не хотела разбрасываться и всецело отдалась искусству танца”,- говорила Лина Михайловна. Занятия скульптурой и рисованием, по ее признанию, помогли ей в овладении профессией балерины и постановщика танцев. “Когда мне было дано первое постановочное задание – танец четырех женщин и одного мужчины, - я все время переживала их танец образно, как скульптурное произведение”, - вспоминала Полина Михайловна. Это было удивительное время для Лины По – радость жизни и творчества. Все оборвалось неожиданно…
В 1934 г. балерина и хореограф Лина Михайловна По заболела энцефалитом. В тяжелом состоянии ее привезли в Московский областной клинический институт… Сначала – паралич, потом – слепота… Два года невыносимых страданий и мучений.
Казалось, что эта трагедия навсегда должна была увести ее из мира искусства. Но этого не случилось. Когда руки Лины По обрели возможность (хотя и неполную) движения, она начала мять кусочки хлеба, придавая им различные формы. Однажды, врач, лечивший Лину По в больнице, увидел несколько зверушек из хлебного мякиша, которые стояли на прикроватной тумбочке. Доктор поставил на ладонь мышонка и заметил: “Какой настороженный и юркий!” Больная чуть улыбнулась.
- Ведь вы, Лина Михайловна, раньше занимались скульптурой и рисовали.
- Это было давно…
- То, что было любимо, не забывается, - сказал врач.
Чтобы развлечь больную через некоторое время он принес ей фанерную дощечку и пластилин. И тогда, в 1936 г., в больнице родилась первая скульптура Лины По. Восхищение и интерес, вызванные этой работой поддержали больную. Перед “глазами ее души” оживают образы и звуки минувшего – лица, фигуры, жесты, улыбки, голоса. Когда болезнь немного отступала, брала пластилин, мяла податливую массу и увлекалась… За три недели закончен барельеф “Танцовщица”. Профессионально сравнительно слабый, он все-таки передавал характер танца.
Еще не веря, что возможность творчества вновь возвращается к ней, Лина По робко стала прокладывать тропинку в, казалось бы, ушедший от нее мир. Постепенно возвращалась уверенность в своих силах. Паралич медленно отступал, но слепота осталась на всю жизнь.
Героическим усилием воли, настойчиво и терпеливо женщина преодолевала несчастье. В слепой балерине рождался скульптор. Ее талант был так велик, что становление ее как скульптора произошло достаточно быстро.
В день выхода Лины По из больницы лечащий доктор сказал:
- Ни в коем случае не бросайте скульптуры.
- Спасибо вам, доктор. За все… Обещаю…
Прошло несколько месяцев. Исчезли последствия паралича. Но и в этот, самый тяжелый период своей жизни – период душевной и физической боли, страданий, сомнений – Лина Михайловна постоянно работала. Приходили друзья, смотрели скульптуры, одобряли. Особенно – фигурки танцовщиц. Уже первые работы Лины По получили высокую оценку знаменитого художника М.В. Нестерова. С первых минут своего общения с Линой По Михаил Васильевич почувствовал быстрый и глубокий ум, твердость характера, артистизм натуры этой необычной женщины. Он долго рассматривал фигуры Полины Михайловны. Его удивила экспрессия, выраженная в профессионально несовершенных работах слепой. В конце беседы Михаил Васильевич сказал:
- Вы будете скульптором.
И это не было сказано в утешение. Нестеров сказал бы иначе, если бы почувствовал, что у Лины По “нет сил на художество”. С того времени и до конца своих дней М.В.Нестеров советами, полными отеческой заботы и мудрости, поддерживал Лину Михайловну и восхищался торжеством таланта над недугом. Оценка М.В.Нестеровым ее творчества укрепила в Лине По веру в ее призвание. Теперь все свои силы, всю волю она подчиняет одной цели – овладению мастерством скульптора. И поразительно, с какой быстротой она прошла этот свой самостоятельный курс. Лина Михайловна создает много произведений на свою излюбленную тему балета, лепит небольшие портреты виденных ею до слепоты детей, женщин, стариков. Ею создано много различных лирических композиций. В числе скульптурных работ - портреты А.С.Пушкина, А.П.Чехова, Паганини, исполненные с профессиональным мастерством. Человек большого темперамента, Лина По остро и горячо отзывалась на все события окружающей жизни. Они находили с ее стороны немедленный, действенный отклик, а возросшее мастерство позволяло ей расширить круг творческих тем. С особенной страстностью и глубиной чувства восприняла и отразила она в своем творчестве события Великой Отечественной войны. Эвакуированная в Уфу, изнемогая от усилившихся приступов болезни, Лина По создавала вещи, в которых с большой силой звучали темы патриотизма, народного гнева, боевых и трудовых подвигов русского народа.
Двенадцать лет самоотверженного героического труда, и Лина Михайловна По вышла на широкую творческую дорогу. В 1946 году Московский Союз советских художников решил устроить выставку ее скульптуры, созданной за десять лет (собрано свыше 70 скульптурных работ). К этому времени Лина По уже участвовала в двадцати крупнейших выставках, но то были общие экспозиции, в которые входили немногие ее произведения. Персональная выставка, когда все внимание зрителя сосредоточено на творчестве одного художника, накладывает на него особую ответственность, и эта выставка прошла очень успешно. Лину Михайловну поздравляли с большим творческим достижением художники, артисты, писатели.
Все, кому пришлось ознакомиться с творчеством Лины По, навсегда останутся под обаянием необыкновенной душевной искренности, которой проникнуты ее работы. Ее искусству чуждо безразличие, любование внешней красотой. Скульптурные произведения Лины По отражают широкий поток жизни, в котором радость, мечта, порыв, устремленность в будущее идут в одном русле с горестями и печалью. Но горести и печаль показаны не как безысходность, а как необходимость и возможность преодоления внутренних и внешних препятствий. Самое главное - в скульптурах выражена огромная любовь автора к человеку, глубокая вера в его созидательные, творческие силы.
Вся жизнь (скульптор прожила до 1948 г.) и творчество Лины По – человеческий подвиг. В своих работах она оставила людям еще один прекрасный пример способности человека преодолевать препятствия и лишения и выходить победителем из труднейших испытаний – моральных и физических.